Скракан (scrackan) wrote,
Скракан
scrackan

«Стимпанк»: снабжение и логистика игры на 400 человек. Часть 2

С момента публикации первой части данного отчета прошло более года. За это время «Стимпанк» успел получить премию «Золотой Куб» в номинации «Лучшая АХЧ». Страсти по игре изрядно утихли, но сама тема (снабжение и логистика большой игры) осталась актуальной. Надеюсь, вторая часть моего текста окажется не менее интересной, чем первая.




Грузчики

Каких-то пару лет назад я искренне возмущался — «Нанимать таджиков для работ на полигоне? Да вы с жиру беситесь!» — но при организации «Стимпанка» и сам перешел на ту сторону.

С тех пор как ролевики стали богаче, они гораздо легче отдают деньги за отсутствие необходимости работать руками. Но, к сожалению, конвертация наличности в физический труд происходит с весьма  низким КПД.

Про то, что гастарбайтеров нужно постоянно контролировать, иначе они куда-то про**утся, я молчу — это и так прописная истина. Вывезти грузчиков-таджиков в лес — чуть сложнее, но тоже решаемо: встретил у метро, посадил в машину, высадил в нужной точке.

Настоящая проблема — заставить этих же грузчиков снова поработать на тебя, чтобы не тратить силы на поиски новых. У меня не получилось. Два «тестовых» грузчика (в них не было острой необходимости, но я хотел обзавестись нужными знакомствами) обошлись нам в 1500 р. за человека (1300 за работу + 200 на обратную электричку). Ехать в лес повторно они отказались. Пришлось искать новых. Грузчики второй волны (на разгрузку фуры из Москвы) стоили уже по 1700 р. за человека. А таджики из финальной партии (загрузка фуры в Москву) запросили уже по 2500. Было очевидно, что это дофига, но для нас они оказались грузчиками «последней надежды» — уже не оставалось сил искать кого-то дешевле, а эти парни еще и приехали на собственном автомобиле.

«Специалисты» рекомендуют следующую методику (я в нее не верю, но публикую ради полноты обзора): с утреца поехать в место скопления гастарбайтеров (промзона в районе Предпортовых проездов; Софийская ул. возле пересечения с Южным шоссе) и там набрать нужное количество рабочих… По-моему, очень сомнительная идея для того, кто любит планировать логистику заранее.

И это еще не всё. Когда доставка грузчиков (не важно — гастарбайтеров или просто чьих-то знакомых, желающих заработать) в лес перестанет носить разовый характер и будет поставлена «на поток», пышным цветом расцветет моральная дилемма: если мы платим какому-то левому чуваку, то почему «свой» ролевик должен пахать всю неделю бесплатно?


Управление людьми и разделение функций

Ладно, на самом деле, я надеюсь, что мы всё-таки не выйдем за рамки хобби. Потому что иначе придется пускаться во все тяжкие и обеспечивать зарплатой вообще всех мастеров. Но это будет совсем другая история, не имеющая ничего общего с данным текстом.

Штат мастеров и помощников на «Стимпанке» не достигал идеала, но был близок к нему как никогда (по сравнению с нашими предыдущими играми).

Примечательно, что в списке «АХЧ-должностей», который родился по итогам круглого стола «Организация идеальной мастерки» в 2012 г., отсутствовали «узкие» специалисты: айтишник (функция — сборка и настройка сети), радист (тех. поддержка радиосвязи), медик. Сейчас без них не обходится ни одна крупная игра...

Несмотря на большое количество «функциональных» членов МГ «Стимпанка», распределение административно-хозяйственных задач между мастерами и помощниками было организовано на среднем уровне. Да чего уж там — этим грешат все крупные игры! Как ни странно, на полигоне по-прежнему не хватает начальников. У нас было в общей сложности около 40 волонтеров (подробно про их набор написала Юся в своем отчете), но отсутствовал отдельный человек, который занимался бы только распределением людей. Частично это делали Юся и Лео, но у них хватало и других задач.


Казалось бы, нет командира — нужно назначить. Но есть проблема: нельзя просто так взять и назначить волонтера (который просто приехал в лес, захватив спальник и палатку) главным. Очевидно, что руководить людьми должен мастер-в-теме. Стать таким человеком можно только после нескольких месяцев активного взаимодействия с остальной МГ, но в этом случае будущий «погонщик покемонов» волей-неволей наберет себе других функций, и мы снова упремся в то, что на полигоне у него не будет хватать сил на всё. Замкнутый, блин, круг; и конкретного решения пока нет.


Закупки и заявки от других мастеров

В совсем далеком 2010-м я заявлял: «Не стоит думать, что мастера-сюжетники или региональщики дадут администратору четкий список того, что им нужно» (см. доклад «Мохито для игрочков»). С тех пор времена изменились. У мастера по АХЧ уже нет возможности перелопатить всю переписку остальных мастеров (у «Стимпанка» было 11 проектов в Basecamp), чтобы выудить оттуда материально-техническую составляющую всех безумных сюжетов и моделей.

На помощь приходит наследие «Блинкома» — ресурсные заявки. Суть проста: по умолчанию административно-хозяйственная группа обеспечивает «базовый набор» (полигон, мастерский лагерь, доставку вещей со склада и обратно, вывоз мусора и пр.), всё остальное одни мастера должны заказывать у других.

На «Стимпанке» этот блок почти полностью взяла на себя Юся. Ресурсная заявка представляла из себя гуглоформу со следующими полями: «Закупаемый объект», «Зачем нужно», «Раздел игры» и «Кто заказывает?». А сама таблица была дополнена графами «Статус», «Ссылка», «Стоимость» и «Комментарии», т. е. у мастеров имелась возможность отслеживать состояние своих заявок.

Практически всю «странную» мелочевку можно заказать у братьев-китайцев на AliExpress. Выбор там такой, что глаза разбегаются. Мне только и оставалось, что успевать давать отмашки «это мы можем себе позволить, а это — нет».

Вообще — закупками для «Стимпанка» занималось 15 человек (я, Юся, Монах, Даир, Майкл, Шико, Гакхан, Скутер, Халк, Борисыч, Женя Терещенко, Эрдрау, Берни, Сайленсер, Лео) и мне не всегда удавалось добиться от народа «поштучной» детализации трат. Именно поэтому в финансовом отчете периодически встречаются строчки вида «Пневмоарматура, 1 комплект, 4760 рублей». Я, конечно, буду с этим бороться (ибо статистика понесенных расходов — это залог качественного планирования будущих затрат), но, скорее всего, через какое-то время смирюсь — это достаточный уровень детализации для бюджета крупной игры.



Мастерские взносы

Подготовка крупной игры начинается где-то за полтора года до ее начала, а сбор игроцких взносов — за полгода. То есть на протяжении целого года необходимо откуда-то брать деньги на следующие нужды:


  1. Поддержка сайта;

  2. Печать плакатов, баннеров и прочих рекламных материалов;

  3. Аренда помещений для крупных встреч МГ (обычно — 1 раз в 3 месяца);

  4. Хранение вещей между играми;

  5. Изготовление сувенирной продукции (подробности см. в следующем разделе).

В общем, хочешь не хочешь, а приходится прибегать к так называемым «мастерским» взносам. На «Стимпанке» мы собирали по 2000 р. (а на «Магеллан» собираем уже по 3000 р.).


Мастер, сдавший вовремя полную сумму, получает за это футболку и питание в мастерском лагере во время игры.

Прошу обратить внимание: мастерские взносы НЕ являются доходной частью бюджета игры. В случае отсутствия «минуса» по итогам игры сданные деньги возвращаются к своим владельцам. На «Стимпанке» нам это удалось (т. е. питание и футболки добросовестным мастерам оплатил бюджет игры, а не они сами), что будет дальше — посмотрим.

В завершение раздела прошу ознакомиться со статистикой по мастерским взносам: на «Стимпанке» у нас было собрано 50 тыс. р. мастерских взносов (как уже сказано выше, все они вернулись сдавшим). 15 тыс. р. из этой суммы мастера пожертвовали на развитие JoinRPG, 5 тыс.р. — на покрытие дефицита бюджета Блинкома-2015.


Сувенирка

Для сувенирной продукции по мотивам конкретного мероприятия/проекта существует модное слово «мерч». Мерч хорошо прижился в музыке, а в последние несколько лет добрался и до РИ.

В качестве стимпанк-мерча были изготовлены футболки, толстовки, магнитики и значки, и выполняло всё это добро три основные задачи:


  1. Получение дополнительных доходов в бюджет игры (по сути многие игроки готовы дать игре деньги и помимо взноса; это как краудфандинг в миниатюре);

  2. Дополнительный PR игры;

  3. Поощрение мастеров и волонтеров.

На футболки мы потратили 42 918 р., выручили — 42 567 р, т. е. вышли «в ноль». Без раздачи футболок мастерам получилась бы прибыль, но, в конце концов, должны же пацаны (и девчонки) получить от игры какой-то бонус помимо непосредственно «радости» мастерения и возможности «творить»!


В сумме было напечатано 138 футболок по себестоимости 311 рублей (4 вида: Вена — 38 шт., Лондон — 38 шт., Петербург — 32 шт., Общая (все три региона, только для мастеров) — 30 шт).

Из них:


  • 12 — мастера выкупили за свой счет (по себестоимости);

  • 29 — мастера, сдавшие взнос, получили за счет бюджета;

  • 6 — подарено волонтерам за счет бюджета;

  • 2 — потеряно по разным причинам;

  • 11 — продано на ярмарке Блинкома-2015;

  • 2 — продано на Волке-2016 (Нижний Новгород);

  • 2 — продано на Рубиконе-2016 (Воронеж);

  • 10 — продано на ярмарке Комкона-2016;

  • 6 — продано на прочих встречах до игры;

  • 38 — продано на самой игре;

  • 5 — продано на послеигровой встрече;

  • 3 — отправлены после игры почтой;

  • 2 — продано на Блинкоме-2016 (в рамках распродажи, т. е. по 400 р.);

  • 10 — осталось (на момент написания данного текста).

Итого:


  • 35 — выдано за счет бюджета;

  • 77 — продано по 500 р.;

  • 14 — продано дешевле 500 р.;

  • 2 — проебано (или, как сейчас принято говорить, «ветром унесло»);

  • 10 — осталось.

Только 10 футболок были куплены игроками по предзаказу (потенциальные желающие оставляли заявку через гугл-форму). Да, это не очень много, но пренебрегать такой опцией не следует.

К слову, мне очень понравилось отправлять футболки Почтой России. Вводишь данные на сайте, распечатываешь форму и отдаешь тетеньке, чтобы она наклеила на пакет. А потом по трек-номеру отслеживаешь, когда получатель забрал посылку со своего отделения. Отправка посылки из Питера в Москву летом 2016 г. стоила 207 р. (185 — пересылка, 22 — пакет).

Ладно, не отвлекаюсь. Перехожу к остальной сувенирке.

Толстовок было всего 6, и каждая делалась под конкретного мастера, так что тут особо рассказать нечего.

Для всех игроков мы обычно делаем значки, но со «Стимпанка» решили массово выдавать магнитики. Не могу сказать, что это относится к большим играм, скорее — веяние времени (значки остались в прошлом). Отказываться от подобной сувенирки вообще мы пока не готовы — это же постпродакшн. Магнитик за 12 рублей будет висеть на холодильнике и напоминать о прошедшей игре.

Значки мы всё равно сделали, но небольшое количество (100 шт.) — для раздачи волонтерам, а также продажи игрокам. Оно работает. Игроки купили где-то 25 значков по 50 рублей. Таким образом, по значкам (как и футболкам) мы тоже вышли «в ноль».


Автобусы

В далеком 2011-м считалось достаточным указать все способы добраться до полигона (в отчете после «Кринна» я задавал риторический вопрос: «А скажите мне, господа, где в Ленобласти можно найти полигон с такими же ТТХ, но рядом с ж/д-станцией? Мы с удовольствием будем делать там игры. Короче, я не вижу никаких проблем с добираловом — благо, мы указали все способы оного»).

Теперь надо организовать сам довоз, а не просто указывать, как именно можно добраться.

Изначально мы предложили игрокам на выбор 9 рейсов на полигон «Стимпанка» (разных по времени отправления-прибытия). Но в процессе получения заявок оценили реальную наполняемость автобусов и сократили число рейсов до 4. Вот полная раскладка:


  1. СБ (выходные до игры) в 18:00 — отменили

  2. ВС в 12:00 — отменили

  3. ВС в 20:30 — отменили

  4. ПН в 12:00 – маленький автобус (подробности см. ниже)

  5. ПН в 20:30 — отменили

  6. ВТ в 12:00 – маленький автобус

  7. ВТ в 20:30 – маленький автобус

  8. СР (день начала игры) в 12:00 – средний автобус

  9. СР в 15:00 — отменили

В целях экономии мастерского ресурса мы не стали сажать в каждый автобус нашего представителя; всё происходило в «полуавтоматическом» режиме. Накануне отправления автобусов я делал рассылку всем его пассажирам — «автобус такой-то будет стоять там-то, телефон водителя такой-то». Данное сообщение и должно было служить подтверждением того, что место забронировано, в случае возникновения эксцессов (которых, к счастью, ни разу не случилось).

Сложности возникали только с самой рассылкой — некоторые товарищи давали в качестве способа связи аккаунт вКонтакте с отключенными личными сообщениями! Когда запись на автобусы будет осуществляться через JoinRPG, с рассылкой (да и всем остальным) будет проще.

Как можно догадаться из текста выше, для перевозки игроков мы нанимали два вида автобусов (в зависимости от количества заявок на конкретный рейс): «маленькие» (19 мест) и «средние» (49-50 мест).


Главные достоинства 19-местных микроавтобусов — они легко доступны в плане заказа и быстро наполняются желающими поехать. Недостаток — цена поездки получается достаточно высокой. По состоянию на 2016 г. аренда такого автобуса обходилась в 8500-10 000 р., т.е. 450-530 р. за место при полной заполняемости. С учетом того, что мы брали с народа по 500 р., на «Стимпанке» такие автобусы ездили в основном в убыток. Мы решили, что 500 рублей — важный психологический рубеж (в далеком 2008-м примерно то же было со взносом на игру), и не хотели преодолевать эту планку.

Баланс удалось сохранить за счет «средних» автобусов (49-50 мест). Их сложнее нанять (в Питере летом — туристический сезон, знаете ли), зато цена места гораздо приятнее (весь автобус — 15 000 р., т.е. 1 место — 300 р. при полной заполняемости). Хотя и тут есть нюанс: себестоимость места получится такая, если каждый пассажир возьмет с собой только один рюкзак…

Но для того кол-ва груза, который везет на игру средний ролевик, объема автобуса не хватает даже с учетом багажного отделения. Ведь публика теперь приезжает к точке старта на такси, и везет вещей по объему как 2-3 больших рюкзака. Короче, в дополнение к 49-местному автобусу на полигон нам пришлось спешно заказывать газель — для не поместившихся вещей.

Но в итоге мы всё равно остались в плюсе: потратили 74 тыс. р., выручили 85 тыс. р.


Строяк

Я уже говорил это про автобусы, но не постесняюсь повторить: когда функционал JoinRPG позволит игрокам заказывать строительные материалы — всё будет гораздо, гораздо проще! В случае «Стимпанка» приходилось делать хитрые гуглотаблички, чтобы все эти заказы свести.

В общей сложности игроки заказали строяка (крепеж, пиломатериалы, хозтовары, спанбонд и пр.) и воды на 350 тыс. р. Заявку оставил каждый 6-й игрок.

Положа руку на сердце, самым полезным из всего этого я считаю ткань для стен. Ее не купить единолично за такие деньги. Всё остальное — по факту выпендреж. Особенно с учетом того, что игроки не забрали гигантское количество заказанных пиломатериалов!

В понедельник после игры мы смотрели, как местные жители вывозят этот строяк (с нашего разрешения, конечно), и обливались горючими слезами.

Напрашивается дикая мысль — запланировать строительство дачного домика после следующей большой игры. Т. е. найти потенциального заказчика, учитывать его пожелания по ассортименту, а после игры — организовать вывоз стройматериалов и их последующую перепродажу.



Цена участия в игре

Нас неоднократно обвиняли: мол, «Стимпанк» — игра по московским ценам. Я не знаю, на какие цифры надо ориентироваться (кто в курсе — пишите), поэтому просто приведу минимальные обязательные траты.

Допустим, вас ехало четверо. Каждому предстояло оплатить:


  1. Взнос. 1500 р.

  2. Добиралово из Питера и обратно. Электричка (200 р. на тот момент) + такси на четверых (300/4=75). Итого 275х2. Т. е. около 600 р. с человека. В случае поездки на личном автомобиле бензин обойдется еще дешевле: 120 км х 3 р./км х 2 стороны = 720. Т. е. около 200 р. с человека.

  3. Костюм. Зависит от личных предпочтений и не связан с местом проведения игры.

  4. Питание на 5-6 дней. Тоже, конечно, зависит от личных предпочтений, но вполне можно уложиться в 300 р./день. Итого 2000 р.

  5. Строительные материалы для локации. Как мастер-администратор, я заинтересован в красивом и масштабном строяке. С другой стороны — в предыдущем разделе я уже признался: считаю, что тканевых стен будет достаточно… Исходя из площади полигона, среднестатистическая локация на 4 человек занимала по площади 300 м2. С учетом того, что фасад должен состоять из двух уровней ткани, на такое здание уйдет примерно 200 погонных метров подклада. Это 200 м х 30 р. / 4 чел. = 1500 р. с человека.

  6. Расходники для моделей. В зависимости от того, кто во что собрался играть. Накануне игры мы рассылали подробный список (к сожалению, в публичном доступе он отсутствует; могу выложить в комментариях по запросу). Допустим, это еще 1000 р. на человека.

  7. И последнее — добиралово до Питера. Я согласен, что по меркам не-москвичей Питер находится на отшибе. Но про московские цены жаловались в первую очередь жители обеих столиц, а не регионов!

Подведем итоги: для участия в «Стимпанке» каждый игрок должен был потратить 6600 р. + костюм + билеты до Питера. Кажется, это не так уж много для крупной игры, которая отнимает примерно неделю отпуска.



Логистика на полигоне

Про фуру из Москвы и автобусы из Питера до полигона я уже рассказал, осталась «внутриполигонная» логистика.

Для перевозки вещей в пределах полигона мы арендовали 1-тонный Peugeot Boxer (без водителя). По-хорошему, такой фургон надо нанимать на 4 дня строяка (ВС, ПН, ВТ, СР) и 2 дня после игры (ВС, ПН), но нас задушила жаба платить 18 000 р. за 6 дней (по 3000 р./сутки по тогдашним ценам), поэтому «Боксер» катался по полигону в воскресенье до игры и в воскресенье после.

Во все остальные дни крупногабаритный груз приходилось возить на личных автомобилях (Юся, Монах, Халк). А остатки мусора удалось увезти в понедельник на манипуляторе местных жителей (тех самых, которые приехали разбирать строяк).


Вода и дрова

«Надо привезти в лес кубометры дров и воды» звучит не менее величественно, чем «На полигон должна проходить фура». Несмотря на кажущуюся абсурдность данного тезиса, привозные вода и дрова уже прочно закрепились в качестве атрибута крупной игры.


Воду мы заказывали в конторе «Прима Аква» (рекомендую!) исходя из объемов воды, купленной на «Ведьмака». Получилось, что «Стимпанку» нужно 6 тонн. 5 тонн были привезены родной доставкой поставщика, а еще 800 литров — на вышеупомянутом «Пежо Боксере».

Как раз хватило! Значит, расчеты верные и ими можно пользоваться в дальнейшем: умножаем количество игроков (в нашем случае это 400) на количество дней игры + день строяка (в нашем случае это 3+1=4), а получившуюся цифру — на 3,75 л (имейте в виду, что здесь «размазана» еще и вода на мастеров).

8-литровая баклажка стоила в 2016 г. 35 рублей. С учетом доставки (это еще +8000 р. за всю машину) она обошлась в те 50 р., за которые мы продавали воду игрокам.

С дровами получилось сложнее. В ассортименте строяка, который игроки заказывали через мастеров, фигурировали «дрова в сетке». Заявок на них оказалось так много, что строительная база, где мы закупались, не смогла обеспечить нам нужное количество.

Пришлось заказывать дрова, которые возят самосвалами и считают кубометрами, а потом — выдавать их игрокам, мучительно отмеряя нужный объем икейским контейнером. По степени муторности такая работа может сравниться разве что с наклеиванием изоленты на аскольдокарты!


В общем, мы так больше не хотим. В следующий раз надо заказать 1-2 куба дров на каждый регион и раздавать страждущим. Это обойдется недорого, а игрокам будет приятно. Хотя, конечно, потребуется локальный АХЧшник на раздачу, чтобы предприимчивые товарищи, приехавшие раньше остальных, не захапали себе всё.


Питание

Для приготовления пищи в мастерском лагере «под ключ» (чтобы у нас не болела голова по поводу закупки продуктов и обеспечения кухни оборудованием) мы решили нанять авторитетного питерского «кабатчика» Скутера.

Всего игру обеспечивало 100 человек (31 мастер и 69 помощников), но в каждый из 8 дней в среднем питалось 60 человек. Скутер взял за работу+продукты 110 тыс. р., т. е. цена питания 1 человека в день получилась где-то 230 р.


Помимо этого, еще 29 тыс. р. ушло на прочие закупки еды. Из них питание мастеров и волонтеров «1-й волны» (25.06.2016 — 1.07.2016) — 10 тыс. р., а алкоголь — 11 тыс. р.

Вот откуда я взял 300 р. на человека в день для подсчетов стоимости питания для игроков.

При этом мы собирали с питающихся по 200 р. за день (остальное субсидировалось из бюджета), да и то — только с тех, кто не против дать. Питание (а также значки и футболки, о которых я писал выше) — то немногое, что мы можем предложить волонтерам в награду за работу.


Рации

Так называемых «говномидландов» (популярные когда-то маломощные рации с LPD-каналами) в мастерской группе на этот раз не было. Их время окончательно прошло.

К «Стимпанку» мастера массово закупились рациями BaoFeng UV-5R. Раньше мы продвигали рации «бастильского стандарта» — суровые и неубиваемые Yaesu VX-177/FT-277, но сейчас они стоят в районе 10 тыс. р. Поэтому теперь переходим на дешевых китайцев (1600 р. на AliExpress).


Достоинства раций BaoFeng (они же Retevis, они же Zastone, и они же — наверняка черт знает что еще) — компактность, распространенность и дешевизна. Рации Yaesu по-прежнему олдовы, но будем честны — за 7 лет владения оным девайсом я так и не разобрался во всём многообразии его настроек.

Надо предпринять еще одну попытку подключить Yaesu к компьютеру — кажется, это сильно упростит программирование раций. А если не получится, придется выставлять старичков на Авито и тоже затариваться «баофенгами».


Распродажа

Раз уж я завел речь про Авито, стоит коснуться такой важной для больших проектов темы, как послеигровая распродажа.

Ранее мы практиковали выкуп всяких полезных (или непригодившихся) штук мастерами данной игры лично или следующими играми данного сезона (за их бюджет, конечно), но теперь я открыл для себя еще два направления:

Во-первых, Авито. Это достаточно муторно, потому что ради выручки нескольких сотен рублей надо согласовывать встречу с каждым покупателем, зато не ограничено по времени. Б/у-шная вещь не станет за полгода более б/у-шной.

Во-вторых, возврат товара в магазин в течение 2 недель после покупки. Но это уже высший пилотаж, и тут есть куда расти. Надо взять на заметку: то, что имеет шансы остаться после игры в первозданном виде — покупать в последние дни перед заездом на полигон.


Эпилог

Пока я писал данный текст, он, разумеется, уже успел устареть. Продолжают появляться новые особенности снабжения крупных игр. Как вам доставка еды на полигон кейтеринговой компанией?

Впрочем, не важно. Сейчас для меня имеет значение только тот факт, что я наконец-то закончил свой отчет (а значит — и работу над «Стимпанком»).

Продолжаем движение!

P.S.: Нет, вру, еще не всё. Финансовый отчет-то я еще не выложил, пока только давал отдельные цифры из него! Подождете еще годик?


Tags: Стимпанк, полевые игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments